?

Log in

No account? Create an account
Сергей Добротворский о советском кино (Ъ, 1994 год): Социальный… - Gleb's Place [entries|archive|friends|userinfo]
Gleb's Place

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jun. 18th, 2011|03:53 am]
Gleb's Place
Сергей Добротворский о советском кино (Ъ, 1994 год):

Социальный заказ не всегда согласуется с искусством. Совпадения же иногда рождают шедевры. Уникальность советского кино состоит в том, что, проводя в жизнь концепцию властей, оно создало абсолютную картину мира, где были свои боги и герои, свои творцы и свои гиганты, где фундаментальные мифы не исчезали, а молодели, старились и вновь рождались вместе с очередным поколением, определяя ему допустимую меру мировидения. Менялись имена и стили, мифологический полуфабрикат то нагревался в пламени военного пожара, то дрейфовал на водах хрущевской оттепели, то поворачивался по ветру, дунувшему из-под приоткрывшегося железного занавеса. Обращался к "человеку" в краткие периоды послаблений. Или менялся пропорционально закручиванию гаек.

<.....>

Советское кино было наставляющей иллюзией. Оно поучало и будучи изгнанным из социального рая тридцатых. Оно учило не читать чужих писем и не стрелять в белых лебедей, отдавать деньги за краденые автомобили нуждающимся детям или тому, что только у дятла не болит голова о чужой беде. То есть не самым плохим вещам, а если эти вещи и выглядят сегодня ложно, то лишь потому, что идеал недостижим, а рай гораздо легче построить на экране, чем в реальности.

Мне кажется (сейчас, по крайней мере), это очень хорошо сформулировано.
Читал сегодня мнение (так уж совпало), что, мол, российское киноискусство теперь (вопреки иллюзиям начала 90-х) - это не развитие нового кино, а продолжение смерти старого (советского, в смысле).

Жаль, что я почти совсем не знаком с сегодняшним российским кино, чтобы тоже попытаться порассуждать. Ну это и хорошо.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: kumluk
2011-06-18 12:35 am (UTC)
Интересный был человек. А я сегодня Курехина вспомнил. Они работали вместе над "Никотином".
В некотором роде все постсоветское общество это продолжение смерти СССР.Новое - часть старого))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2011-06-18 11:36 am (UTC)
Я о нем как о кинематографисте знаю только понаслышке.
Люблю его заметки и статьи о кино. Он прекрасно умел формулировать, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mak2a
2011-06-18 02:26 am (UTC)
Не люблю советское кино (не считая кое-что из Тарковского). Концепты концептами, а мне просто воздуха не хватало. :-(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2011-06-18 11:32 am (UTC)
Для моих скромных способностей такой уровень обобщения слишком мощен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mak2a
2011-06-18 11:37 am (UTC)
Ну вот так. Есть только отдельные актёры и образы, которые выплывают из серого тумана. Муратова - советское или нет? Туман там тоже есть, и довольно густой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2011-06-18 12:26 pm (UTC)
Ну да, ну да. "Советское" в советском - это то, что не нравится. А то, что нравится - это "несоветское" в советском.

Так можно было бы рассуждать, если бы названий и имен было и в самом деле "раз, два". А поскольку их существенно больше, то такая логика не катит, уж извини :)

Предлагаю, все же, отталкиваться от того, что "советское" - это все, что было снято советскими гражданами на советские средства.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mak2a
2011-06-18 12:45 pm (UTC)

Просто время ушло (с)

Подобная дискуссия была у нас недавно с неизвестной тебе особой по имени Людмила. Она с ностальгией вспоминает ТО кино, потому что смотрит ЭТО. Я же смотрю фильмы, которые не видит она - довольно много, последний - "Бумажные птицы" (до него не имела ни малейшего представления о кинематографии Испании).
И вот мы сидим, и она включает "Культуру" - начинаются "Коллеги". Ливанов, говорю, Лановой... И книга очень важная для той поры, и фильм - для моей, например, мамы был знаменательным, но тяжело его смотреть - и скучно.
Так что, позволь не пересматривать шедевры советской эпохи? Тарковский... а он не воспринимается на мониторе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2011-06-18 01:08 pm (UTC)

Re: Просто время ушло (с)

Божеупаси, я тебя не заставляю ничего пересматривать.
Если тебе не нравится фильм "Коллеги", это не повод делать экстраполяции.

Точно так же, очевидно, нельзя говорить после просмотра фильма "Бумажные птицы" про умопомрачительную красоту испанского кинематографа - как сегодняшнего, так и 30-40-летней давности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mak2a
2011-06-18 01:41 pm (UTC)

Re: Просто время ушло (с)

Я говорю не об умопомрачительной красоте испанских фильмов, а о приверженности стереотипам. Хотелось бы рассуждать не о "советском", "постсоветском" и неведомом другом, а как-то иначе.
По Чехову и "Коллегам" я писала выпускное сочинение в школе - значит, задевало. Канал "Культура" мог поставить в программу любое другое кино тех времён, но с их целостным восприятием у меня есть проблемы.
Режиссура, операторская работа и талант некоторых актёров - всё это ни разу не подвергаю сомнению. И то, что, например, Людмила любит фильмы 60-70-х годов нисколько не роняет её в моих глазах.
(Reply) (Parent) (Thread)