?

Log in

No account? Create an account
Пинчон и киберпанк - Gleb's Place [entries|archive|friends|userinfo]
Gleb's Place

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Пинчон и киберпанк [Feb. 1st, 2014|05:27 pm]
Gleb's Place
Брайан Макхейл написал в 1991 году статью POSTcyberMODERNpunkISM, где рассказывал о прямом и обратном взаимодействии между научной фантастикой и постмодернистской литературой. В этой статье он вкратце говорил и о том, почему Пинчон считается если не предтечей, то, по крайней мере, важным первоисточником киберпанка.

ВПС переводил эту статью для периодического сборника Комментарии в 1997 году и позволил себе вспомнить пару абзацев.

.

В киберпанке повсюду ощущается присутствие текстов Пинчона, особенно Радуги тяготения (1973), -- от общей структуры сюжета и крупномасштабных элементов мира до тонких деталей словообразования. Например, линия Слотропа в Радуге послужила моделью для Жизни во время войны, где военная разведка готовит для спецзаданий солдата, обладающего экстрасенсорными талантами. Ему удается сбежать от своих учителей, и, пересекая боевую зону, он проходит через ряд плутовских фантастических приключений. Признаки той же сюжетной структуры (возможно, наряду с их НФ предтечей, книгой Бестера Тигр, тигр (1956)) можно увидеть и в Вакуумных цветах (1987) Майкла Суоника, а сюжет из книги Пинчона Когда объявят лот 49 (1966) четко прослеживается в приключениях Лоры, героини Островов в сети (1988) Брюса Стерлинга.

Даже в большей степени, чем его сюжеты, на репертуар киберпанка повлияли миры Пинчона. Пронизывающий экстраполяцию киберпанка параноидальный образ мира, контролируемого мультинациональными корпорациями, которые, в свою очередь, контролируются самоработающей техникой -- основой их власти, -- восходит, по меньшей мере частично, к Пинчону. Так, например, в Зашитом (1986) Уолтера Джона Уильямса, где мультинациональные корпорации покинули поверхность планеты, дабы осуществлять свой контроль с орбитальных станций, настоящий источник этого экстраполяризованного мира указан в именах двух орбитальных картелей -- "Йойодина" и "Pointsman Pharmaceuticals AG", -- "позаимствованных" у Пинчона. Также и Пинчонов мотив психологической обработки -- контроль усваивается и становится неотъемлемой частью личности -- появляется во многих киберпанковских вариациях на тему зомби. Не исключено, что именно на Пинчоне лежит ответственность за, несомненно, наиболее характерный мотив киберпанка -- симбиоз людей и компьютеров -- и связанный с ним мотив "Электромира" (термин Пинчона): генерируемый компьютерами параллельный мир или парапространство в трилогии Гибсона Матрица и других киберпанковских текстах.

Наконец, присутствие Пинчона можно проследить даже на "микроуровне" -- в тонких деталях киберпанковой структуры мира и языка. Так романы этого автора послужили источником для Имиполекса Г, вымышленного пластика в Software (1982) и Wetware (1988) Руди Рукера, для нездоровых обыкновений офицера орбитальной станции в Затмении (1985) Джона Ширли, для тошнотворного, дабы обескуражить врагов, разговора за ужином в Вакуумных цветах Сванвика, для зловещего эпизода в пустом ночном клубе в Нулевом отсчете (1986) Гибсона, для секса с телевизором в Островах в сети Стерлинга, для кружащей по комнате "умной бомбы" (в оригинале - распоясавшийся баллончик лака для волос) у Рукера, и для ангелов в Шизоматрице (1985) Стерлинга. Возможно даже, что зловещее первое предложение в Нейроманте Гибсона тоже не обошлось без пинчонова влияния: "Небо над портом напоминало настроенный на мертвый канал телевизор." Разве не слышен здесь отголосок, пусть даже далекий, первой страницы Лота 49? У Пинчона: "Эдипа стояла посреди гостиной в фокусе зрения мертвого телевизионного глаза..."
linkReply

Comments:
[User Picture]From: karial
2014-02-01 01:57 pm (UTC)
мне всегда казалось, что создатели Матрицы любили Пинчона
хорошее объяснение
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2014-02-01 04:03 pm (UTC)
Пинчон - да, он из тех людей, от которых никуда не уйти.
(Reply) (Parent) (Thread)