?

Log in

No account? Create an account
Гленн Гульд - Gleb's Place [entries|archive|friends|userinfo]
Gleb's Place

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Гленн Гульд [Feb. 26th, 2012|06:27 pm]
Gleb's Place
Я полагаю, причина кроется гораздо глубже — в истории русского народа, и сегодняшняя ситуация создана не коммунистическим государством с его краткой историей, а является новейшим примером давней исторической проблемы. В области искусства и особенно в музыке Россия следовала путем, совершенно отличавшимся от путей других европейских наций. Во-первых, вплоть до второй четверти XIX века не было ни одного крупного композитора — уроженца России. В послебетховенскую эпоху, когда такие композиторы, как Вагнер и Берлиоз, были молодыми людьми, России еще не удалось выдвинуть сколько-нибудь значительного имени. Углубим перспективу примерно на 150 лет назад: мы убедимся, что в конце XVII века, когда Бах и Гендель уже начинали творить, никакой привычной для западного слуха музыки в России даже не исполнялось. И только около 1700 года под влиянием некоторых либерально настроенных царей, в частности Петра Великого, двор и аристократия начали интересоваться (преимущественно, ради соответствия моде) западной развлекательной музыкальной продукцией.

Фактически именно с это го времени музыка в России была поставлена под контроль власти куда более мощной, нежели современный нам коммунистический режим, а именно — под контроль православной церкви, считавшей музыку греховным занятием, способным подорвать моральные устои нации. Церковь жестко регламентировала музыкальные составляющие богослужения: здесь допускалась только очень ограниченное число песнопений. Вся светская музыка (за исключением, полагаю, того спонтанного пения, которым московская аристократия любила сопровождать мытье в бане) была запрещена. В результате в России образовался колоссальный разрыв между сакральной, обрядовой функцией музыки и ее светским применением.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: iv_s
2012-02-26 02:33 pm (UTC)
Что-то он напридумывал себе странное. В России была, безусловно, светская народная музыка. Другое дело, что после Петра, все наше русское стало считаться примитивным и заменялось заимствованным европейским. Поэтому про ту музыку мы мало что знаем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2012-02-26 02:42 pm (UTC)
Не, ну я отстаиватть всякое его слово не буду, разумеется (хотя материал в любом случае очень интересный).

Насколько я понимаю, он говорит не о "светской народной" музыке, а о светской музыке в западном понимании. Тут я в самом деле мало что могу вспомнить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iv_s
2012-02-26 02:48 pm (UTC)
Светская музыка в его понимании - музыка, сочиняемая профессиональными композиторами. Ну да, у нас таких не было, вероятно. Вот в Индии, например, насколько я знаю, тоже их не было.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2012-02-26 02:55 pm (UTC)
Ну Индия - не запад, все же.

Просто в России-то, в итоге сформировалась своя богатая академическая школа. Именно в западном понимании.

Я-то, конечно, просто цитату выдрал, а весь текст очень интересный. Гульд - конечно, не профессор советологии, но уровень его эрудиции в этом вопросе - сильно выше среднего. Не говоря уже об истории музыки, где его уровень знаний сомнениям, вероятно, не подлежит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vovapub
2012-02-26 02:55 pm (UTC)
в корень зришь)))!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2012-02-26 03:02 pm (UTC)
Это не я, это он.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vovapub
2012-02-26 03:05 pm (UTC)
ты подхватил)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vovapub
2012-02-26 05:21 pm (UTC)
это ведь не только музыки касается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2012-02-26 05:41 pm (UTC)
Да, разумеется.
Но не все так просто.

В других сферах и история может быть немного другой.
Традиции - что их формирует? А что формируют они? Есть специальные науки, которые все это изучают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lemuel55
2012-02-26 03:19 pm (UTC)
Всё так :) Ускоренными темпами.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: karakal
2012-02-26 05:43 pm (UTC)
Presto и prestissimo, да.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: klopsky
2012-02-27 12:49 pm (UTC)
Мне кажется, тут есть некоторое непонимание того, что Гульд понимает под музыкой. В Европе музыка ещё со времен Моцарта (именно Моцарта) стала сугубо индивидуальным высказыванием, то есть стала преодолевать канон (здесь слово "канон" очень многозначно). Сначала в России такая музыка делалась по некой европейской кальке, но Мусоргский говорил уже совсем от себя, все его произведения -- сугубо личные высказывания (приблизительный аналог -- т.н. авторское кино). Шостакович и Шнитке -- это уже настолько личное, что оставаясь личным, было принято всеми. Национальное здесь проникает в музыку не через "правила" а через личность автора.
Тут нет разницы между, к примеру, между hard bop'ом и "альтовой сонатой".
(Reply) (Thread)